Шендановина Елена Владимировна

Значение упражнений и игр с мячом для детей дошкольного возраста.

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую 
связано с развитием интеллекта.
Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!
 С.А.Шмаков

 

Во всестороннем развитии ребенка большое значение уделяется играм с мячом. Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми.

Основной целью игры с мячом является: ударить, кинуть, отбить мяч определенным образом, например, забить его в ворота или отбить так, чтобы противник не смог его поймать. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п. Поэтому можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Основная задача ДОУ - научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне.    Необходимо учить детей энергично отталкивать мяч руками, ловить мяч кистями рук. Развивать умение бросать мяч двумя руками, обучать броскам маленького мяча в цель, учить попадать мячом в висящую корзину и совершенствовать точность передачи мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди.

Игры с мячом — незаменимое средство и в подготовке к школе. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта. Владение мячом стимулирует формирование произвольности и самостоятельности — таких качеств личности, которые необходимы для саморегуляции любого вида деятельности.

Это футбол, массажный мяч, пластмассовый шар, резиновые мячи разных размеров и т. п. Разные по размерам и материалам мячи позволяют ребёнку знакомиться с множеством вариантов движений: играть одному и в паре, тройке, выполнять броски, катать, отбивать, вести мяч. Игры, игры-упражнения с мячом развивают и укрепляют мышцы плечевого пояса,  мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук.

 При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы,
а систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы.

Видовое разнообразие позволяет использовать мяч для поддержания активности. У детей малоактивных интерес вызывают мячи больших размеров, которые стимулируют желание катать, ловить, бросать, выполнять действия способствующие увеличению амплитуды движения.

Для гиперактивных детей больше подойдут набивные мячи, они требуют меткости и сосредоточения при выполнении движения. Благодаря таким заданиям ребёнок учится «останавливать» свой темперамент, соотносить «взрыв» действий с намеченной целью, которую ставит не взрослый, а он сам.

Мягкие сенсорные мячи приятны детям, подходят для любой игры и эффективны для борьбы с агрессией.  Они безопасны при выполнении бросков, киданий, метаний и других упражнений для снятия напряжения. С такими мячами играют даже застенчивые ребята.

В повседневной жизни в детском саду при всем многообразии традиционных форм обучения наиболее эффективными являются:

-использование мячей на утренней гимнастике;

-использование упражнений и игр с мячом на физкультурных занятиях;

-игры с мячом на прогулках;

-совместные досуги, спортивные праздники и развлечения вместе с родителями.

 К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно, не могут научить этому своих детей.

Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

- покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко мячик наш катается.

- покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

-  толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

 

Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям?

 Ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у малыша правильный образ движения (прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку). Такие способы выполнения движений в силу своей конкретности помогают детям еще лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания должны быть простыми и доступными.

Благодаря многократным повторениям у ребенка образовываются более прочные двигательные навыки, малыш начинает выполнять движения более свободно, без лишнего напряжения. У ребенка появляется своеобразное «чувство мяча». Таким образом, малышу свойственно многократное повторение движений как во время овладения им, так и после уже появившегося двигательного умения. Ребенок может без устали и с большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик.

- Подготовьте один или два больших мяча диаметром 15–20 см, маленькие мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.

- Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т. п. Попробуйте научить этому и вашего малыша.

- Не принуждайте малыша к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение и т. п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с малышом, когда он будет находиться в хорошем настроении.

 

- Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т. п.

- Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Для этого возраста достаточно, чтобы ребенок научился прокатывать мяч в даль в заданном направлении, бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.

 

- Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны. Представьте себе, что вы сами – ребенок. Прекрасно, если вы ободрите своего малютку похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам может показать другим. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками: это постепенно развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

 

- Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, помогают сделать занятие более понятным, а главное, задают ритм выполнения игрового задания.

 

Игры с мячом – это любимое занятие детей.
Игра воспитывает ребенка находчивым и здоровым.

6 сентября 2019 в 01:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.