Шендановина Елена Владимировна
Мастер-класс для воспитателей "Методика проведения утренней гимнастики"Актуальность:В свете решения приоритетной задачей государства о сохранении здоровья населения, основным направлением работы педагогов в ДОУ является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепления здоровья детей. Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желание ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни. Цель: • Ознакомить педагогов с современными приемами и подходами к проведению утренней гимнастики и корригирующей гимнастики в ДОУ, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, успешное формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников. • Формировать умение педагогов организовать и провести утреннею и корригирующую гимнастику, вызывающую у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, вырабатывающую привычку осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни. Задачи • Осветить задачи и значение утренней гимнастики для дошкольников • Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями дошкольников. • Представить методику проведения утренней гимнастики с педагогами в парах в форме мастер-класса. Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Утренняя гимнастика проводится в зале, в групповой комнате, на участке весной, летом, осенью. Общеразвивающие упражнения должны быть подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц. Упражнения, которые включаются в комплекс, должны быть знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии и только после выносится на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать четкое объяснение вместо показа упражнения самому или упражнения показывает ребенок. Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка. Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т. п.) Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе, так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка. В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию: • Упражнения на восстановление дыхания • Пальчиковые гимнастики, • Упражнения для глаз, • Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие. -А сейчас я предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению. (Воспитатели образуют круг, в центре круга надпись "Здоровье") Упражнение "Я работаю над своим здоровьем". -Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь. - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю пешие прогулки; - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; - у меня отсутствуют вредные привычки; - соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний. 1. Вводная часть. Построение в шеренгу по росту. Выполнение команд. Инструктор: Каждый день у нас, ребятки, начинается…. Педагоги: С зарядки! Инструктор: И конечно, очень важно, чтоб зарядку делал … Педагоги: Каждый! Перестроение в колонну по одному поворотом на месте. Виды ходьбы и бега: обычная ходьба: по сигналу воспитателя «один-двое»дети перестраиваются в колонну по два и по одному; обычный бег: по сигналу воспитателя «один-двое» дети перестраиваются в колонну по два и по одному; ускоренная ходьба с постепенным замедлением темпа. Перестроение в колонну по два поворотом в движении и в две шеренги (напротив) поворотом на месте. 2. Основная часть. Комплекс общеразвивающих упражнений в парах. 1. «Вместе дружно потянулись, И друг другу улыбнулись!» И. п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, взявшись за руки, руки внизу. 1-2 – шаг назад, руки вверх дугами наружу, потянуться, вдох, 3-4 – и. п., выдох; 5-8 – то же в другую сторону. 2.«Силачи». На Руси есть силачи, посмотрите – это мы. И. п. – стоя ноги врозь, лицом друг к другу на расстоянии шага, правая рука вперед, левая согнута перед грудью, упираясь ладонями в ладони партнера. 1-14 – поочередное сгибание – разгибание рук при небольшом взаимном сопротивлении. 3. «Наклоняемся синхронно, Вправо, влево, спину ровно!». И. п. – стоя ноги врозь, спиной друг к другу вплотную. Руки на пояс. 1- наклон вправо, ощущая спину партнера; 2- и. п. ; 3-4 – то же влево. 4. «А сейчас мы повернемся, И друг другу улыбнемся». И. п. – стоя ноги врозь, спиной друг к другу на расстоянии шага, руки к плечам. 1 – поворот вправо, правую руку вперед, коснуться ладони партнера; 2- и. п. ; 3-4 – то же влево 5. «Покачаемся немного, В сторону отставим ногу». И. п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, взявшись за руки, руки вниз. 1-2 – шаг вправо (влево, ногу на носок, руки в стороны, вдох, 3-4 – и. п., выдох; 5-8 – то же в другую сторону. 6. «Покрути педали вместе, А останешься на месте!». И. п. - лежа, напротив друг друга, 1-8 – синхронно с правой ноги выполняются движения вперед - назад; 7. «Приседаем очень дружно, Спину прямо держать нужно». И. п. – стоя ноги на ширине ступни, взявшись за руки, на расстоянии вытянутых рук друг от друга. 1-16 – приседания; 1-16 - ходьба на месте. 8. «Мы друзья». «Ты и я, ты и я мы с тобой друзья» И. п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, руки опущены. 1-2 – шаг вперед, поворот головы вправо, руки в стороны, вдох; 3-4 – дети обнимают друг друга; 5-6 – и. п, выдох. 3. Заключительная часть. Упражнение психотренинга с элементами самомассажа «Дружба». «Дружат наши ручки, дружат наши пальчики» – дети массируют пальцы рук, растирают ладони одна об другую, добиваясь ощущения тепла; «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» - прижимают свои ладони к ладоням партнера, закрывают глаза, улыбаются и мысленно желают друг другу здоровья, счастья, радости. Перестроение в колонну по два поворотом на месте. Движение в обход обычной ходьбой парами со словами: «Мы дружные ребята! Пришли мы в детский сад. И каждый физкультурой Заниматься очень рад!» Гимнастика после дневного сна Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривают решение главных задач: - укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины; - профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп; - укрепление мышц брюшного пресса; - предупреждение вторичных отклонений. Каждое упражнение корригирующей гимнастики выполняется по 6 раз. Методика проведения гимнастики после дневного сна. Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции. Для того чтобы совместно укреплять здоровье ребенка, необходимо четко знать: возрастные особенности физиологии детского организма на каждом этапе его развития и те мероприятия, необходимые для поддержания и улучшения его здоровья. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Общие задачи гимнастики: • Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника. • Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности. • Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки. Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей: 1. Гимнастика в постели 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия 3. Дыхательная гимнастика 4. Индивидуальные задания 5. Водные процедуры Пока дети спят, педагог готовит «холодную» комнату (игровую, где температура с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут. Затем дети переходят в «холодную» комнату. В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т. д. Длительность этой части составляет 2-3 мин. Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Выполнение упражнения дыхательной гимнастики «Паровоз»: руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ… Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек до 2-3 мин. Инструктор: Спасибо всем за внимание, будьте здоровы» 7 октября 2019 в 01:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.